Жизнь без проверок: реальность или иллюзия?

Жизнь без проверок: реальность или иллюзия?

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко отметил, что реформа контрольно-надзорной деятельности состоит из трех частей, первая из которых — регуляторика.

ec317d00-db68-4034-a4c6-46e815ec384a.jpg

«Мы разобрались с действующей регуляторикой и запустили регуляторную гильотину — проанализировали все правила, которые бизнес должен соблюдать. Вышли на то, что у нас 318 тысяч норм и правил для предпринимателей при осуществлении деятельности. Треть из них были признаны некорректными и отменены, еще треть были актуализированы. Только от наведения порядка с регуляторикой экономия бизнеса — порядка 200 миллиардов рублей», — рассказал Дмитрий Григоренко.

Вторая составляющая реформы — сама процедура проверки, ее прозрачность и понятность для бизнеса. Для этого внедрили рискоориентированный подход: государство заранее объясняет, когда будет назначена проверка. Третий постулат — обратная связь от бизнеса. Для этого на портале «Госуслуги» появилась возможность досудебного обжалования результатов проверки.

«Через факты нарушения мы видим их причины, а не следствия. Собирая эти причины, мы понимаем, где нужно менять регуляторику, где объяснять и пояснять. При таком объеме данных их невозможно считать вручную, и здесь помогает информационная система. Все данные фиксируются в облаке, и у проверяющих нет возможности что-то откорректировать», — объяснил механизм работы спикер.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков проанализировал результаты реформы за два года.

52a22f1c_600.jpg

«Сам закон задал общие рамки, направления действий. Документ потребовал очень серьезной работы по изменению нормативной базы. Вместе с Правительством в Думе мы отработали тысячу поправок. Ключевая задумка в том, чтобы контроль осуществлялся по единому подходу ко всем отраслевым нормам. Предусмотрено, что плановые проверки больше не проводятся в 36 видах контроля и надзора, например, в отдельных видах тарифного контроля», — отметил депутат.

Также Александр Жуков напомнил, что на региональном уровне реформа вступила в силу только 1 января 2022 года.

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин выразил уверенность, что личное включение глав регионов в работу по реформе проверок напрямую влияет на инвестиционную привлекательность региона. Спикер заявил, что меняется сам смысл проверок, о чем неоднократно говорила «ОПОРА РОССИИ»: помочь предпринимателю не допустить ошибки, которая может привести к худшим последствиям. Также Александр Калинин добавил, что по сравнению с 2021 годом число проверок упало еще в два раза.

LAMZ9709_W680xW460..jpg

«Однако нас беспокоит, что будет после завершения моратория, потому что система будет постоянно стремиться возвращаться к проверкам. Поэтому нужно постоянно держать рабочую связь между властью и бизнесом по этому вопросу. Еще один вопрос — часть органов исключена из действия реформы КНД, например, ФНС или ФТС. И постоянно часть органов хочет выйти из этого мониторинга, например, сейчас мы видим запрос от Роструда. А тем временем десятки миллиардов рублей в год бизнес тратит на специальную оценку труда офисных и торговых помещений, сферы услуг. Стоимость оценки одного рабочего места составляет от 700 до 4 тысяч рублей. При этом оценка проводится на каждую позицию штатного расписания, даже если работники трудятся на одном рабочем месте посменно», — рассказал Калинин.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев подробно остановился на контрольно-надзорной деятельности в своем регионе. В презентации спикер отметил, что за прошлый год было проверено 404 тыс. малого и среднего бизнеса, подчеркнув, что важно продолжать снижать административные барьеры и административное давление на бизнес. Он также отметил, что действуют 7 федеральных и 15 региональных надзорных органов, которыми осуществляются, соответственно, 21,4 тыс. и 29,8 тыс. проверок в год.

885ecff7-e5b9-492d-ba10-d6f363d5f9a0.jpg

«Прежде чем увидеть прорыв во всей КНД, чтобы была эффективность и результат, безусловно, нужно, чтобы руководитель каждого из этих ведомств этого хотел. Четкое целеполагание — что именно такой подход позволит рассчитывать на суверенную экономику, приход малого бизнеса, его поддержку», — подчеркнул спикер.

Воробьев добавил, что регуляторика, которая заложена в 15 ведомствах, часто в современном мире безнадежно устарела: «Ее нужно почистить: убрать все нелепые контрольные функции, и сам контроль получится совершенно другой».

«Задача — не уничтожить бизнес, а помочь ему не допустить ошибок. Действовать с ним в партнерстве, не давить, а оказать поддержку. Поэтому у нас есть так называемая профилактика, когда само предприятие заявляется, ему дают рекомендации, реперные точки, которые должны быть соблюдены. Таким образом, проверка происходит гораздо результативнее», — отметил губернатор.

a7b934c3-c681-4736-ba30-476197980bc3.jpg

Спикеры пришли к выводу, что реформа контрольно-надзорной деятельности — это постоянный процесс, который необходимо в рабочем режиме менять и совершенствовать. Для этого нужна совместная работа федеральной, региональной и местной власти, бизнеса и представителей предпринимательских объединений.


Назад