Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» в ходе своего выступления отметил, что с первой волны пандемии представители Организации сотрудничали с представителями Государственной Думы в части выработки мер поддержки для МСП. Владислав Корочкин поприветствовал создание Комитета по МСП в рамках Госдумы, подчеркнув, что последние примерно 12 лет количество малых и средних предприятий в России практически не растет.
«У нас появилась надежда, что представители Комитета по МСП будут дополнительно лоббировать интересы этого сектора в Федеральном собрании и вырабатывать систему поддержки и развития не только в рамках пандемии, но и в целом», — подчеркнул Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ».
Владислав Корочкин перечислил ряд законодательных предложений, которые следовало бы, по мнению Организации, внести в план работы Комитета по МСП. Их сгруппировали в несколько блоков, первый — «Рынки для малого и среднего предпринимательства». Спикер выделил следующие пункты, входящие в этот раздел:
• нестационарная торговля: принятие внесенного правительством России в Госдуму законопроекта о регулировании нестационарной и мобильной торговли (законопроект № 601732-7) с учетом замечаний Совета Федерации;
• развитие малоформатной торговли: снятие ограничений по торговле отдельными видами товаров на малых площадях, учитывая внедрение маркировки продукции и развития онлай-торговли;
• финансовое стимулирование и привлечение инвестиций в регионы через инструменты офсетных контрактов: снижение порога по офсетным госконтрактам с нынешнего 1 млрд руб. до 100 млн руб.
Второй блок — «Издержки». Как отметил Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», в части обременений на бизнес Комитет по МСП совместно с Организацией и бизнесом должен найти способы решения и достижения разумного баланса, как без нанесения ущерба особо значимым ценностям добиться того, чтобы этих обременений стало гораздо меньше. В этом разделе эксперт выделил следующие пункты:
• снятие налоговых ограничений для развития МСП:
в этом пункте Владислав Корочкин подчеркнул два момента, на которые стоит обратить особое внимание: создание переходного налогового режима для акселерационного роста отдельных отраслей (туризм, общепит, охранные услуги, производство спортивных товаров и др.) с существенным снижением ставки НДС и повышение порогов применения УСН по обороту и численности;
• снижение налоговой нагрузки по налогам, исчисляемым от кадастровой стоимости:
в этом разделе Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» отметил необходимость снижения предельной ставки налогов, исчисляемых от кадастровой стоимости (сейчас это 2% от кадастровой стоимости), либо установления необлагаемого минимума площади; а также недопущение включения движимого имущества в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций по действующей ставке (пример: в ряде регионов снижается ставка по налогу на имущество организаций от кадастровой стоимости — в Республике Дагестан в 2019 году ставка налога была равна 1,3%, в 2020-2021 годах она составила 1%);
• повышение привлекательности налогового режима для самозанятых: распространение налога на профессиональный доход на сдачу в наем апартаментов;
• снижение страховых взносов для НКО: предусматривание в рамках поддержки некоммерческих организаций снижения ставки страховых взносов до 15% по аналогии с мерами, предусмотренными для поддержки малого и среднего бизнеса;
• создание условий для акселерации МСП: повышение критериев отнесения предприятий к субъектам МСП по обороту и численности, а также создание отраслевых критериев МСП.
Третий блок — «Риски». Эксперт подчеркнул, что необходимо внести изменения в законодательство об административных правонарушениях и уточнил, что следует:
• приравнять размер штрафа для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
• исключительно предупреждать за впервые выявленное нарушение без ущерба;
• предусмотреть за нарушения, выявленные в рамках административного расследования, ответственность исключительно в виде предупреждения.
«Нужно принять новый КоАП как можно быстрее, чтобы в силу вступила его общая часть, которая достаточно революционна и которая как раз способна решить достаточно много вопросов, связанных с необоснованными проверками и ограничением деятельности предприятий», — отметил Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ».
Заключительным в докладе о планах Комитета по МСП следует блок «Межбюджетные отношения». В этом разделе, по словам Владислава Корочкина, Организация делает упор на необходимости решения вопроса с наполняемостью местных бюджетов в связи с отменой ЕНВД, который полностью зачислялся в местные бюджеты.