Участники круглого стола в Общероссийском народном фронте обсудили риски юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при привлечении самозанятого для выполнения работ, нормативно-правовые аспекты деятельности самозанятых, в том числе те, которые оборачиваются проблемами доступа к банковским кредитам и государственным мерам поддержки малого и среднего предпринимательства. Эксперты отметили роль онлайн-сервисов в развитии режима самозанятых, а также степень их влияния на экономику в разных отраслях экономики.
Открывая мероприятие, заместитель руководителя Исполкома ОНФ по экспертно-аналитической работе и координации тематических площадок Арсений Беленький напомнил, что институт самозанятых является одной из форм предпринимательской деятельности, которая востребована гражданами, прошла экспериментальную проверку в пилотных регионах, и по решению президента России, лидера Народного фронта Владимира Путина распространена на всю страну.
«Совместными усилиями, в том числе ОНФ, удалось добиться, чтобы самозанятые стали полноправными субъектами малого бизнеса наряду с индивидуальными предпринимателями. Речь идет, в частности, о праве участвовать в госзакупках и претендовать на меры поддержки для МСП», – рассказал Беленький.
Основная задача упрощенного налога на профессиональный доход заключается в том, чтобы вывести людей из тени, позволить им стать полноценными предпринимателями, считает член Центрального штаба ОНФ, Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Азат Газизов.
«На сегодняшний день отсутствуют четкие критерии, которые позволяют разграничить гражданско-правовые и трудовые взаимоотношения. Так, например, ситуация, когда самозанятый добился стабильного и длительного предпринимательского взаимодействия с перспективным заказчиком, которое является для него основным или единственным источником дохода, – на практике необоснованно трудовой инспекцией расцениваются как сокрытие трудовых отношений, что влечет необходимость длительного судебного оспаривания нормативных актов», – обозначил проблему он.
Для повышения эффективности использования деятельности самозанятых сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo.com Денис Кутергин предложил разработать единую программу популяризации и развития института самозанятых.
«Например, создавать программы обучения и переквалификации для тех, кто потерял работу или решил дополнительно монетизировать свободное время. Это позволит не только получать новые профессии и квалификации гражданам, желающим стать самозанятыми, но и поможет узнать о преимуществах режима и как он устроен, о возможностях заработка, где находить заказы, как сотрудничать с юрлицами и участвовать в системе государственных закупок. Агрегаторы могут предоставить удобный инструмент выплат и снизить риски сотрудничества с самозанятыми: они могут не администрировать налог – это за них сделает платформа, соответственно, риск для бизнеса, что такой формат сотрудничества будет считаться трудовыми отношениями, будет намного ниже», – отметил он.
С ним согласился член Центрального штаба ОНФ, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.
«Мы в РАЭК с удовлетворением отмечаем масштаб и успешность цифровизации процесса администрирования налоговой отчетности по налогу на профессиональный доход (НПД). При этом ряд вопросов требует дополнительной проработки, цифровых сопряжений. К примеру, для контроля такой характеристики самозанятых, как отсутствие у него наемных работников. Это необходимо сделать на платформе ФНС с учетом запросов цифровых платформ. Но уже многое сделано: сегодня налоговая служба предоставляет возможность проверить статус самозанятого, разработаны и внедрены различные API обмена данными с цифровыми платформами. Такая цифровая открытость со стороны государства позволяет развивать как уже существующие бизнесы, так и строить новые стартапы», – считает Плуготаренко.
В настоящее время в России зарегистрировано уже более 850 тыс. самозанятых в 79 регионах.
Общее число россиян, потенциально подпадающих под данную категорию, – как минимум 15–20 млн человек, считает вице-президент РСПП, председатель комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин.
«При этом термин «самозанятые» и перечень видов деятельности для них в российском законодательстве не закреплены, а гражданско-правовые отношения с потенциальными клиентами не регламентированы. Это создает определенные сложности для самозанятых, работающих в определенных сферах, например, в отрасли пассажироперевозок», – уточнил он.
По мнению председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдана Коношенко, вопрос регулирования деятельности самозанятых в сфере таксомоторных перевозок на сегодняшний день является определяющим для ее развития.
«Водитель без статуса индивидуального предпринимателя не может получить разрешение для работы в такси, даже если он зарегистрирован в ФНС как самозанятый. Это ограничение сейчас крайне мешает развитию легального сектора перевозок и при этом не добавляет ничего к мерам для контроля за безопасностью поездок. Легализовав самозанятых таксистов и приравняв их к водителям-ИП, мы сделаем прозрачными взаимоотношения компаний-владельцев автомобилей с водителями, четко разграничим ответственность участников рынка. В конечном счете это положительно скажется на улучшении качества обслуживания и повысит безопасность в такси», – сказал Коношенко.
Участники круглого стола сошлись в том, что правоприменительная практика только формируется и поэтому важно понимать, как будут относиться налоговые и трудовые инспекции к юридическим лицам, вступающим в отношения с самозанятыми, и к физическим лицам, решившим перейти на НПД.
В этой связи ОНФ совместно с ФНС России, Рострудом и сервисом YouDo в августе подготовят и выпустят специальную памятку о том, как правильно применять нормы федерального закона о самозанятых.
Источник: ОНФ