По мнению Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина цена на низком напряжении для малого бизнеса в ряде регионов превышает 10руб за кВт.час, а у крупного бизнеса чуть больше 3х рублей. данную неравномерную нагрузку необходимо устранить.
Это не повлияет на стоимость электричества для населения, но избавит промышленных потребителей энергии от несправедливой нагрузки – сейчас тарифы могут различаться в девять раз. Об этом сообщил «Парламентской газете» заместитель министра энергетики Юрий Маневич.
В российской сфере энергетики действует перекрёстное субсидирование, то есть механизм перераспределения тарифов, который подразумевает, что часть оплаты за потреблённую энергию с населения и объектов социальной сферы перекладывается на плечи промышленности и предприятий.
Сейчас весь объём перекрёстного субсидирования населения закладывается в тарифы только территориальных сетевых организаций – коммерческих компаний, которые оказывают услуги передачи электроэнергии и подключения абонентов к сетям исключительно в своем регионе. Тем самым подключённые к этим сетям предприятия несут всю нагрузку – они оплачивают электричество по повышенным тарифам, чтобы оплатить часть расходов населения.
В тарифах же магистральных сетей, которыми управляет Федеральная сетевая компания (ФСК), эти суммы не закладываются. Это приводит к тому, что крупные промышленные предприятия, которые подключены к этим сетям, не несут социальной нагрузки по перекрёстному субсидированию. По мнению Минэнерго, это создаёт для них дополнительные экономические преференции по отношению к малому и среднему бизнесу.
«Так, по оценке Минэнерго России, сегодня тариф для потребителей ФСК (0,35 руб./кВт*ч) в четыре раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей, подключённых на высоком уровне напряжения (1,2 руб/кВт*ч), и в девять раз ниже для потребителей, подключённых на низком уровне напряжения. Кроме того, указанное обстоятельство привело к тому, что в одном и том же регионе у промышленных потребителей со схожей отраслевой принадлежностью и имеющих близкие характеристики электропотребления, платёж за услуги по передаче электрической энергии существенно отличается», – сообщил Маневич.
При этом перекрёстное субсидирование растёт, из-за чего тарифы на услуги для промышленных потребителей территориальных сетевых организаций будут только расти, отмечает он. А это, по его мнению, чревато последствиями. Так, потребители будут всё чаще переходить из распределительного сетевого комплекса на магистральные сети, что отрицательно скажется на развитии малого и среднего бизнеса – им придётся платить за энергию по всё возрастающим тарифам, так как нагрузка будет распределяться между оставшимися потребителями.
К тому же станут сокращаться инвестиционные программы развития территориальных сетевых организаций в регионах, будет отсутствовать возможность преодолеть тенденцию старения основных производственных фондов распределительного электросетевого комплекса и расти выпадающие доходы и, соответственно, долги перед кредиторами территориальных сетевых организаций.
Поэтому в Минэнерго подготовили поправки в закон об электроэнергетике. Законопроектом предлагается равномерно распределить величину перекрёстного субсидирования на все категории потребителей за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей независимо от того, к каким сетям они присоединились – магистральным или распределительным. При этом будет возможна дифференциация тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети в зависимости от категории потребителей услуг (территориальные сетевые организации и прочие потребители).
«Принятие указанного законопроекта в текущих социально-экономических условиях, с одной стороны, не приведёт к дополнительному росту тарифов на электрическую энергию для населения, а с другой – создаст дополнительные условия для развития малого и среднего бизнеса, устранит имеющийся диспаритет цен между потребителями и существующую недобросовестную конкуренцию между промышленными потребителями, а также позволит компенсировать сложившиеся негативные экономические последствия в электросетевом комплексе Российской Федерации», – отметил Маневич.
Сейчас законопроект внесли в Правительство и планируют рассмотреть его на заседании кабмина 27 февраля 2020 г. «Минэнерго России рассчитывает, что законопроект будет одобрен Правительством Российской Федерации и внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации», – указали в министерстве.
Инициативу уже обсудили в Госдуме на правительственном часе 6 ноября 2019 года и на заседаниях профильного Комитета палаты по энергетике. Она уже нашла поддержку депутатского корпуса, сообщил Маневич.