В рамках своего выступления Артем Соколов сфокусировал внимание участников на электронной торговле. По мнению спикера, одним из способов борьбы с контрафактом является регулирование этого сегмента рынка. Он напомнил, что в июне с этой целью были подписаны «Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров» — они упорядочивают ряд процессов, которые до этого нигде не описывались, в частности, предусматривают превентивные действия и взаимопомощь площадки и продавцов в борьбе с реализацией контрафактной продукции.
«Согласно этим стандартам, на сайтах ведомств появились точки входа, по которым можно жаловаться в том числе на контрафактную продукцию. Теперь мы получаем информацию не только от пользователей, но и госорганов, со всех сторон. У каждой площадки появилось отдельно выделенное лицо либо личный кабинет бренда, в котором можно вести эту работу самостоятельно», — отметил представитель «ОПОРЫ».
Что касается системы обмена данными по контрафакту — она реализована, в нее включена вся информация, связанная с решениями госорганов. Те, кто попался на контрафакте на одной площадке, снимается с других, это происходит достаточно оперативно. В случае, если есть подозрение на контрафакт, у продавца запрашиваются документы. Если в течение трех дней их не предоставляет, «такого рода объявления уходят в карантин на несколько дней до предоставления документов и выяснения обстоятельств». Если документы и после этого срока не предоставляются, товары на площадках больше не появляются.
«Объем наших полномочий сильно ограничен тем, что мы такие же участники рынка, как и те, кто этот контрафакт там продает. Хотелось бы обратиться к регулятору, государству, и понять, в чей компетенции и какая часть работы состоит. Необходимо наладить систему по работе с контрафактом. Чтобы кейсы доводились до конца не только по линии простого удаления с площадки этих товарных предложений, но и последующими соответствующими санкциями в отношении тех продавцов, которые решили контрафактный товар реализовывать через маркетплейсы», — резюмировал Артем Соколов.
Управляющий директор OZON Сергей Беляков отметил, что должны устанавливаться более жесткие внутренние регламенты работы с товаром, чтобы растущий рынок, удовлетворяющий и продавцов, большая часть которых (свыше 80%) малые предприниматели, и покупателей, не дискредитировать. Для этого и были прописаны вышеупомянутые Стандарты.
Заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Георгий Котляр отметил, что контрафактными признаются товары, нарушающие права на интеллектуальную собственность. А она является одним из приоритетов Правительства и Минэкономразвития. Российское законодательство говорит о том, что права нарушаться не должны. Поэтому есть мера защитного характера — в этом поле работают ФТС, ФАС, Роспотребнадзор, Минпромторг.
Спикер напомнил, что с июня 2023 года гражданам дается право регистрировать товарные знаки, что позволит увеличить их оборот как актива. «Это в первую очередь важно для самозанятых. До этого товарными знаками могли владеть только юридические лица и ИП», — отметил он.
Со своей стороны, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы РФ Сергей Шкляев рассказал о трансграничной торговле. По его словам, одним из основных способов борьбы с контрафактной продукцией при ввозе на территорию Евразийского экономического союза является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В него включено почти 6 тыс. товарных знаков, из которых действующих — около 2 тыс. За текущий период 2022 года ФТС выявила 7 млн единиц контрафакта. В прошлом за аналогичный период их было 5,6 млн, в 2020-м — 7,9 млн. Чтобы показатель не увеличивался, важно постоянное взаимодействие с Роспатентом, Федеральной нотариальной палатой, МВД и Роспотребнадзором, а также международное сотрудничество: ведется ежемесячный планомерный обмен информацией с КНР и ЕАЭС о выявленной контрафактной продукции.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова рассказала об инструментах антимонопольного регулирования. В полномочиях ведомства — осуществление защиты через Институт недобросовестной конкуренции. Это не всегда контрафакт в общепризнанном смысле, это случаи, когда участники рынка пытаются перетянуть на себя покупательский спрос, незаконно используя товарные знаки. Основные случаи: действия по незаконному использованию результатов интеллектуальной деятельности, действия, способные вызвать смешение с деятельностью конкурента, копирование (или имитация). Именно смешение занимает лидирующую позицию среди нарушений.
Эксперт также остановилась на теме параллельного импорта. Она отметила, что ФАС предлагала его легализацию как развитие внутрибрендовой конкуренции. С марта он частично легализован по отдельным категориям. На этом фоне в категории «Одежда, обувь», где разрешен параллельный импорт, наблюдается снижение средней цены в среднем от 7% до 50%. По категориям, где параллельный импорт не допущен, отмечается снижение объемов реализации и рост цены на них до 30%. Это говорит о том, что его можно рассматривать как один из способов предотвращения контрафакта.
Заместитель директора Департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ Владислав Заславский рассмотрел тему противодействия контрафакту в разрезе дистанционной торговли. «В текущих социально-экономических условиях ответственный бизнес должен сам взять на себя обязанность по недопущению торговли на интернет-площадках товаров с нарушением обязательных требований, в том числе контрафакта», — отметил эксперт. Он добавил, что наиболее эффективной мерой по снижению контрафакта на электронных площадках является введение требований по работе предприятий интернет-торговли в системе маркировки товаров.
Директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии Ваагн Казарян подробно остановился на сегменте B2C. Он отметил, что правила электронной торговли в этой части пока не урегулированы. «Наши страны, когда начали сталкиваться с этой проблемой, стали формировать правовую базу. Это приведет к разнонаправленному ее развитию на территории ЕАЭС. Мы позиционируем себя как союз, где имеет право быть четыре свободы: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и лиц», — сказал эксперт, добавив, что не стоит забывать, что бизнес тоже является потребителем, его права должны быть учтены и защищены, нельзя односторонне смотреть на эту ситуацию.