В 2022 году «цифровых атташе» начнут работать в 16 странах мира. Среди первых стран рассматриваются Бразилия, Вьетнам, Германия, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Куба, Малайзия, ОАЭ, Сингапур, Таиланд, Турция, ЮАР и Южная Корея.
Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин отметил, что инициатива по созданию службы «цифровых атташе» была предложена представителями ИТ-отрасли в рамках подготовки «второго пакета» мер поддержки.
«"Цифровые атташе" должны хорошо ориентироваться в российских и зарубежных программных продуктах и при этом понимать конкурентные преимущества отечественных решений. Важно знание российского и международного законодательства в сфере торговли. И, конечно, базовые требования к кандидатам — это высшее образование не ниже специалитета или магистратуры и знание языка страны пребывания», — отметил заместитель Министра.
Член Президиума Правления «ОПОРЫ РОССИИ» Елена Волотовская считает, что решение Минцифры о создании службы «цифровых атташе» является показателем того, что IT-бизнес в министерстве слышат, а главное — не оставляют без внимания важные идеи и реализуют их на практике.
«Впервые мы предложили это на ПМЭФ-2021 на пленарной сессии Российского форума МСП с участием первого вице-премьера Андрея Белоусова. Прошло чуть более полугода — не так много времени, а старт работе "цифровых атташе" уже дан. Почему это важно? Цифровая повестка выходит на первый план во всех сферах жизни, без грамотного перехода в цифру уже невозможно говорить о социально-экономических успехах. И российский бизнес готов предлагать качественные и конкурентоспособные технологии и продукты для их реализации как на внутреннем, так и на международных рынках», — уверена руководитель Комитета «ОПОРЫ» по информационным технологиям.
Елена Волотовская подчеркнула, что «цифровые атташе» при торговых представительствах могут стать точкой сбора для компаний и стартапов, которые имеют высокий экспортный и инвестиционный потенциал. По её мнению, крайне важно, чтобы специалисты, которые займут указанные позиции, имели не только четкие целевые ориентиры, но и понимание специфики работы технологических и IT-компаний в России и других странах.
«Мы готовы оказывать "цифровым атташе" в этом и других вопросах максимальное содействие», — заключила эксперт.
Со своей стороны, Генеральный директор РФРИТ Александр Павлов отметил, что важным элементом стратегии фонда является экспорт российских ИТ-решений.
«Мы находимся в постоянном диалоге с компаниями и видим их запрос на поддержку в позиционировании и продвижении продуктов и сервисов на зарубежных рынках. Мы организуем работу по обучению и адаптации перспективных кадров для службы цифровых атташе», — пообещал руководитель РФРИТ.
В свою очередь, торговый представитель России в Сингапуре Александр Свинин назвал Сингапур центром IT-индустрии Юго-Восточной Азии. Страна оказалась в числе первых государств, участвующих в эксперименте. По словам спикера, более 50% всех венчурных сделок региона заключается именно здесь.
«Продвижение IT-компаний на внешние рынки требует не только традиционных "экспортных" компетенций, но и отраслевых. И появление отдельного трека поддержки российских компаний, но в составе общей команды торгового представительства, — усиление позиций всего российского бизнеса», — отметил Александр Свинин.