Первый заместитель генерального директора – исполнительный директор Группы «Интерфакс» Алексей Бобровский, модерировавший сессию, назвал Дальний Восток специфическим регионом, поскольку территория большая, а людей тут меньше, чем в европейской части России. «Разговоры о необходимости рассчитывать на внутренний спрос для ДФО не совсем актуальны, вынуждены рассчитывать на экспортный спрос в соседних странах. Центр глобальной экономики переносится из Атлантического региона в Тихоокеанский. Поэтому сегодня задача — увеличить количество малого бизнеса и его долю в экономике в экспортном сегменте. Свою продукцию из ДФО экспортирует лишь 1% малых предприятий. Необходимо понять, что нужно сделать, чтобы перезапустить процессы по увеличению числа действующих субъектов МСП», — подчеркнул спикер.
Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в своем выступлении отдельно остановился на развитии дальневосточного малого бизнеса. По его словам, ДФО — особенный регион, который находится в сердце АТЭС, здесь в поддержке МСП нужна другая приоритезация: ориентир на логистику, параллельный импорт, таможенные процедуры, туризм из дружественных стран. В частности, необходимо решать ситуацию с перегруженностью погранпереходов и увеличивать связи с азиатско-тихоакеанскими рынками, где заинтересованы в связях с российским бизнесом, — с Китаем, Индией, Индонезией и другими странами.
Эксперт не оставил без внимания нацпроект МСП: «Целевой показатель 25 млн по занятым в этом секторе выполнен. Необходимо устанавливать новые показатели: минимум 30 млн в ближайшие годы, а в ВВП страны — 25%. Для этого нужен системный подход работы с малым бизнесом, в частности, пересмотр порогов по включению в МСП, которые должны быть отраслевыми: например, в туризме и общепите, где трудятся много людей в одном заведении, необходимы критерии по занятости больше 250 человек. Также важно вводить КПЭ для федеральных и региональных управленцев, увязанные с инвестиционной активностью МСП, вкладом малого бизнеса в экономику региона».
Кроме того, необходимо определить приоритетные отрасли МСП и сконцентрировать там финансовые, административные усилия, работу по снятию барьеров, взаимодействию с властью. Прежде всего нужно внедрять инвестиционные инструменты, поскольку сегодня они в основном заточены на крупный бизнес — и СПИКи, и льготные кредиты. Важна докапитализация ФРП и определенная специализация фондов развития промышленности в разных регионах. Например, в ДФО есть особые преференции бизнесу, свободный порт Владивосток — и на это можно ориентироваться в решениях региональных ФРП.
Статс-секретарь – заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков отметил, что общие цифры в сфере малого и среднего предпринимательства по Дальнему Востоку не сильно радуют. На территории ДФО действуют 313 тыс. МСП, из которых 302 тыс., или 96%, — микропредприятия, 3,3% — малые, лишь 663 предприятий — средние. В территориях опережающего развития порядка 80% всех резидентов — субъекты МСП ближе к средним. На территории свободного порта, который действует в пяти регионах Дальнего Востока, работают 90% субъектов МСП. Сюда активно идут предприятия малой формы, заслуга в этом такой льготы, как пониженные соцвзносы.
Спикер подробно остановился на том, чего не хватает бизнесу: длинных дешевых денег и доступа к ним; снижения административного давления на бизнес; распространения «курильского режима» на территории всего ДФО — самого идеального для старта проекта и выживания бизнеса, который освобождается от корпоративных налогов на 20 лет.
Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», председатель Приморского краевого отделения Виталий Гуменюк рассказал о самочувствии дальневосточного малого бизнеса. По его словам, санкционного давления как такового нет, поскольку хорошие связи с китайскими партнерами. Однако необходимо активизировать грузовые перевозки, модернизировать портовые морские структуры. Также нуждается в доработке нормативная база многоцелевых поездов, автоперевозчиков. Это, считает эксперт, упростит логистику и снизит затраты бизнеса.
Гуменюк добавил, что есть ряд предложений по работе свободной таможенной зоны. Со стороны таможенного органа нет четкого регулирования для резидентов в части товаров, перевозимых через СТЗ, он действует избирательно. Что касается финансовых мер поддержки МСП, они не всегда эффективны.
Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич сфокусировал внимание участников на поддержке государства малому бизнесу, которая необходима, чтобы производственные компании могли развиваться и масштабироваться. «Ставки, которые есть сейчас на рынке даже по льготным программам, подходят для оборотного кредитования, когда нужно что-то быстро купить, продать и вернуть заем банку. Но они неприемлемы, когда речь идет о развитии и масштабировании бизнеса. Понимая это, правительство запустило специальную льготную программу кредитования на инвестцели производственных МСП. Ставки: 3% — для средних компаний и 4,5% — для микро- и малого бизнеса. По ней оператором является Корпорация МСП. Особое внимание уделяется высокотехнологичным инновационным компаниям. Уже почти полгода они могут пользоваться специальной кредитной программой под 3%», — сказал спикер.
Герман Зверев поднял тему инвестиционных квот, применяемых в рыбной отрасли. В ходе первого этапа этой программы главным объектом для квот было крупнотоннажное судно за 9-10 млрд руб., 80% инвестквоты получили два крупных предприятия — своего рода финансовый депозит, за счет которого они повысили капитализацию. «МСП, напротив, банками оцениваются как предприятия с низким кредитным рейтингом в силу потери квот. Это означает существенное сокращение возможности для 1400 малых и средних компаний Дальнего Востока получить длинные деньги. При этом законопроект о втором этапе программы инвестквот поддерживает Минвостокоразвития», — подчеркнул Зверев.
Кроме того, МСП и крупные предприятия используют одну и ту же налоговую льготу в части ставок сбора за добычу водных биоресурсов, при том что 7 лет назад Президент РФ поручил изменить принципы изъятия природной ренты в отрасли, чтобы крупный бизнес платил больше, МСП — меньше. А это дало бы государству 80 млрд руб.
Участвовавшая с дискуссии генеральный директор платформы «ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко раскрыла тему защиты прав предпринимателей, которые в спорной ситуации могут разместить обращение на площадке «ЗаБизнес.РФ». Она привела данные: в 2020 году количество обращений по Дальнему Востоку было на 3 месте по всем федеральным округам. В этом году — то же, хотя количество обращений увеличилось на 40%. Сидоренко также отметила, что МСП носит обеспечительный характер, встраивается в экономику, которая диктуется крупным бизнесом этого региона. Малый бизнес не нацелен на получение государственных денег. По Дальнему Востоку 90% дел, возбуждаемых по статье мошенничество, так или иначе связаны с госконтрактами.
«Несмотря на то, что количество дел, поступивших на платформу, увеличивается, это говорит не о том, что ситуация на Дальнем Востоке стала хуже, а о том, что все больше предпринимателей теперь осведомлены о том, что есть рычаги воздействия, что они могут жаловаться», — заключила эксперт.
В сессии также приняли участие дальневосточные предприниматели «ОПОРЫ РОССИИ».
Фото: Фотобанк Росконгресса и ТАСС