«Тема сегодняшнего мероприятия наиболее востребованная. Все темы, над которыми мы работаем, актуальны. Но эта стоит определенным особняком. Вопрос, связанный с подрядными работами по государственным, муниципальным контрактам, сейчас является одним из самых приоритетных и, учитывая, насколько волатильна на сегодня ситуация, эта переменчивость не обходит стороной и регулирование контрактных систем», — обратился к участникам Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству, председатель Коллегии Арбитражного центра при РСПП по спорам в сфере строительства Марк Геллер.
Спикер также отметил, что контрактная система становится одной из самых непостоянных механизмов, это видно из множества инициатив и изменений законодательства и правоприменительной практики. «Комитет "ОПОРЫ РОССИИ" по строительству готов работать во всех направлениях, связанных с этой проблематикой, мы ее хорошо понимаем и готовы работать и концептуально в части инициатив по изменению законодательства и индивидуально в части решения точечных проблем, в которых оказались субъекты МСП, поскольку "ОПОРА РОССИИ" как раз и стоит на страже интересов российских предпринимателей», — подчеркнул Геллер.
Предприниматели на основе практических примеров ознакомились с ключевыми особенностями фиксации, оформления и внесудебного разрешения потенциально конфликтных ситуаций, возникающих при исполнении контрактов в сфере действия Закона №44-ФЗ.
В текущей экономической ситуации заключение и исполнение подрядных контрактов в сфере действия Закона № 44-ФЗ является едва ли не единственным гарантированным источником дохода представителей строительной отрасли. При этом даже профессиональные участники закупок сталкиваются, с одной стороны, с резким увеличением количества непредвиденных обстоятельств (сбои в логистике, режим санкций, инфляционные шоки, дефицит товарных групп), с другой стороны — с беспрецедентным изменением законодательного регулирования в государственном секторе. При этом, согласно действующей судебной практике, сохраняются и порой усиливаются риски подрядчиков за нарушение отдельных нормативных предписаний, вплоть до уголовной ответственности.
Начальник Управления по судебно-претензионной работе НОСТРОЙ Максим Белик в своем выступлении подчеркнул важную роль продуманного и грамотного администрирования строительных контрактов в условиях экономического кризиса и динамично меняющегося законодательства.
Ознакомил слушателей с понятием правового инжиниринга, целью которого является снижение экономических и правовых рисков подрядчика, член Экспертного совета Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству, Управляющий партнер ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов» Кирилл Шамин. Спикер рассказал о том, как оценивать и минимизировать риски на стадии участия в закупке и в ходе процедуры заключения контракта. На примерах он продемонстрировал, какие условия контракта могут привести к нежелательным последствиям для подрядчика и что нужно сделать, чтобы таких последствий избежать, а также подробно остановился на обстоятельствах непреодолимой силы, в частности, на условиях, которые должны наступить для признания их таковыми. Кроме того, он остановился на экономии подрядчика и на том, какое сокращение расходов не может рассматриваться в качестве экономии.
Особое внимание Шамин также уделил способам хеджирования рисков по госконтрактам, дав рекомендации на этапе закупки подавать жалобу в ФАС, если в проекте контракта присутствуют признаки нарушения законодательства, как фиксировать юридически значимые обстоятельства, определять дедлайны и ответственных лиц по выполнению каждого обязательства в рамках контракта. Эксперт подробно объяснил, как фиксировать дополнительные работы, непредвиденные затраты, изменять материалы и рекомендовал использовать механизм независимой оценки экспертов.
В заключение спикеры поделились практическими советами и ответили на вопросы предпринимателей.