Нужна ли цифровизация сектору МСП — выяснили на ВЭФ-2022

Нужна ли цифровизация сектору МСП — выяснили на ВЭФ-2022

Открывая сессию, Андрей Шубин отметил, что «ОПОРА РОССИИ» дискутирует на тему цифровизации с предпринимателями из региональных отделений организации, но не все готовы на нее перейти. Одна из проблем — недостаточный уровень цифровой грамотности. Возникает вопрос, уместно ли в такой ситуации говорить о максимальной диджитализации.

ZH_01660.jpg

Участвовавший в дискуссии торговый представитель Российской Федерации в Республике Сингапур Александр Свинин считает: «Ели бизнес будет понимать, что клиент находится в цифре — он туда придет. Но и офлайн будет работать. 100-процентной диджитализации все-таки пока не стоит ждать».

Эксперты также затронули вопрос государственной стратегии развития цифровых сервисов. Как отметил Исполнительный директор «ОПОРЫ», несколько лет назад госсервисы не были на таком уровне, как сейчас: они постоянно совершенствуются, внедряют новые продукты для предпринимателей, конкурируя с бизнес-сервисами.

Директор дивизиона Сбербанка «Малый и микробизнес» Алексей Шашкин привел в пример сберовский сервис для самозанятых «Свое дело», 20% (более 1 мнл) им пользуются. Однако есть платформа nalog.gov.ru, где тоже работают сервисы для самозанятых. «Конкуренция двигает вперед, и бизнес получает всё более удобные площадки, освобождаясь от бумажной волокиты. Предприниматель сам выбирает, чем пользоваться», — подчеркнул спикер.

Продолжая тему самозанятых, представитель Сбербанка сказал, что необходимо наращивать количество МСП в стране. А сделать это можно с помощью самозанятых: перейти в ИП или ООО.

ZH_01930.jpg

Андрей Шубин задал вопрос, а надо ли самим самозанятым идти дальше. Порог 2,4 млн дохода в год быстро достигается, и половина чеков не бьется. «Необходим комплексный подход, чтобы осуществить переход самозанятые—спецрежимы—система общего налогообложения. Он должен быть бесшовным. На каждом этапе затраты возрастают. Их необходимо нивелировать», — считает спикер.

С ним согласился Александр Свинин: «В самозанятые люди пошли именно по причине того, что в таком режиме проще работать: низкий налог, не нужно самостоятельно составлять отчеты... Вот если банк или другой сервис предложит такую услугу, как онлайн-переход, большее количество самозанятых будут делать шаг в эту сторону. Они не будут бояться снижения выручки, а, наоборот, будут ее наращивать. В Сингапуре, например, есть частные сервисы, которые позволяют это делать», — сказал эксперт.

Шубин добавил, что переход сопровождается и тем, что ставка увеличивается и появляется юридическая ответственность.

Не осталась без внимания тема эквайринга и СБП. В частности, представитель «ОПОРЫ РОССИИ» подчеркнул, что система быстрых платежей выгоднее эквайринга, поскольку тарифы ниже, но не так удобна и распространена. «Если этому не уделить достаточного внимания, по использованию СБП не выйдет на уровень эквайринга. У предпринимателей большой запрос именно по удобству этого вида платежа», — подчеркнул спикер.

Свинин сказал, что Сингапур в этом отношении отстает от России: такие формы оплаты там непопулярны. По статистике, проникновение эквайринга на 30% меньше, чем в российских городах — он хоть и дешевле, чем в РФ, но всё же дорогой. По этой причине у большинства предпринимателей популярна оплата по QR-коду.

ZH_01700.jpg

Эксперты пришли к выводу: тот, кто лучший сервис клиенту предоставит, тот с этим клиентом в дальнейшем и будет работать. «Чем эффективнее, полезнее и продуктивнее сервис неважно, государственный он или частный, тем больше предпринимателей его выберут», — заключил Андрей Шубин.

Далее представитель РФ в Сингапуре рассказал о диджитализации МСБ в странах Юго-Восточной Азии (АСЕАН). «Малый бизнес является основой ВВП и экономики страны в целом. АСЕАН генерирует ВВП в 4 трлн долларов США, это 4-5-я экономика мира. 8 из 10 представителей МСП ожидают, что в следующие 5 лет 50% их выручки будет проходить через цифровые каналы продаж», — подчеркнул эксперт.  

Кроме того, в Сингапуре сильна роль бизнес-объединений. Например, чтобы МСП получили субсидию на участие в выставке, нужно обратиться не к органу власти, а к предпринимательскому сообществу. Оно выполняет роль развития, оценки благонадежности своего представителя, берет за него ответственность, а государство делегирует бизнес-объединению предоставление мер господдержки. На этом фоне бизнес думает о том, как цифровизовать себя, а не о том, как наладить контакт с государством. В РФ — иначе. Однако российская система внедрения цифровых сервисов не уступает той, что в Юго-Восточной Азии, и в РФ много сделано с точки зрения сервисов госуправления, в том числе предоставления мер поддержки МСП. Так, на многие меры поддержки заявку в части экспорта можно подавать онлайн, в Сингапуре этого сделать нельзя.

Фотобанк Росконгресса и ТАСС

 

Назад