Открывая дискуссию, Ирина Федорова отметила, что сдерживающим фактором в вопросе возвращения пива на АЗС является миф о том, что продажа данного вида продукции приводит к росту случаев вождения в нетрезвом виде.
Ей возразил Ораз Дурдыев, и.о. президента компании AB InBev Efes: «Это распространенный миф, который не имеет ничего общего с действительностью. Мировая практика демонстрирует, что снятие подобных ограничений не приводит к росту чрезмерного потребления алкоголя и аварийности на дорогах. Кроме того, нужно понимать, что в России магазины при АЗС зачастую являются единственными цивилизованными торговыми точками, где население может приобрести качественную легальную продукцию. Отсутствие такой возможности в том числе может вынуждать потребителя переключаться на суррогатный и крепкий алкоголь. В текущих условиях снятие ограничений на продажу пива на АЗС может стать существенным механизмом поддержки отрасли и смежных индустрий, а также способствовать обелению рынка».
«Ведение дискуссии о новых легальных каналах продаж должно быть комплексным, и еще одним драйвером в данном случае может стать малоформатная торговля. Когда в 2013 году запрещали реализацию пива в НТО, там была своя логика. Сейчас ситуация принципиально другая, и все существующие системы прослеживаемости лишают смысла говорить об отсутствии отслеживания товара», — уверен Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли.
Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России упомянул об опыте Беларуси, где действует бессрочная лицензия на алкоголь, и нет никаких лицензий на пиво, которое регламентируется только разрешительными документами на организацию розничной торговли.
Владислав Скребцов, исполнительный директор Союза «Гильдия пивоваров» (Республика Беларусь), рассказал, что на территории Республики Беларусь АЗС — это полноценные магазины у дома, в которых можно приобрести продукты питания, а также алкогольную продукцию без ограничений. По его словам, такие ограничения являются избыточными, а развитие сервисной инфраструктуры должно развиваться «в связке» с дорожной инфраструктурой.
По словам Наталии Скорюковой, Директора Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, легализацию продажи алкоголя в нестационарных точках в регионе поддерживают производители продуктов питания. А при грамотном регулировании нестационарная торговля может стать дополнительным источником пополнения региональных бюджетов.
Елена Чо, руководитель проектов центра развития потребительского рынка экономического факультета МГУ рассказала о текущем состоянии рынка алкогольной продукции и о факторах, способствующих росту теневого алкогольного рынка. Среди каналов сбыта нелегальной продукции она выделила так называемые «наливайки», круглосуточные магазины, которые в ночное время работают в формате баров.
Спикер подчеркнула, что необходимы социальные меры и инструменты по противодействию нелегальному производству и обороту АП. Также в предложениях и рекомендациях по совершенствованию регуляторных мер отрасли прозвучало предложение о создании цивилизованных каналов розничной продажи слабоалкогольных напитков на АЗС, стадионах и в нестационарных торговых объектах (НТО).
Спикерами прошедшей дискуссии также выступили Павел Баженов, Президент Союза «Независимый топливный союз»; Анна Дупан, Директор факультета права Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ; Максим Останин, Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; Андрей Терешок, Заместитель Председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности.