Наставничество в предпринимательстве — эксперты о необходимости и эффективности менторства в России

Наставничество в предпринимательстве — эксперты о необходимости и эффективности менторства в России

Участники начали сессию с определения понятия «наставничество». По мнению руководителя управления по работе с академическими организациями Российского общества «Знание» Артема Потапова, наставником можно считать человека, создающего для своих подопечных среду, которая стимулирует его развиваться.

«Для Российского общества "Знания" задача — в экономическом и бизнес-просвещении молодежи. Нужно доносить базовые знания о предпринимательстве, чтобы со своими идеями приходить к наставнику», — отметил Потапов.

Основатель и руководитель учебно-тренингового центра Bovacentre Ирина Бова согласилась с предыдущем спикером, отметив, что наставничество двигатель в предпринимательстве. Однако добавила, что ценно, когда наставник есть на первоначальных этапах, в период становления потенциального предпринимателя, и подсказывает, какие компетенции и навыки необходимо преумножить, знает, в каком объеме их добавить.

В свою очередь, Генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева подчеркнула, что наставничество играет большую роль в предпринимательстве особенно сейчас, когда, согласно исследованию центра, с возрастом интерес к этому виду деятельности падает. Так, по данным НАФИ, в 10-13 лет 53% девочек хотят попробовать себя в бизнесе и 85% мальчиков; в 14-18 лет 49% и 50%; среди взрослых этот показатель намного ниже 24% и 36%.

Спикер также добавила, что именно в студенческой аудитории ярко выраженный интерес к бизнесу: каждый третий хочет реализовывать свои бизнес-идеи. По результатам исследования 2% студентов уже ведут предпринимательскую деятельность, 34% хотели бы начать этим заниматься во время учебы в вузе, среди них 50% студенты точных наук и 43% общественных (43% юношей и 29% девушек).

Кроме того, был проведен опрос среди состоявшихся предпринимателей. И на вопрос, кем они видят своего наставника, 51% ответили, что это предприниматель с опытом обучения других, 22% эксперт в узкой теме и 21% профессиональный преподаватель.

«Наставничество в широком понимании должно учитывать стадию развития бизнес-идеи. Молодежь многого не знает. На старте важно вдохновение, ролевые модели и среда», сделала вывод спикер.

Директор ФГБУ «Центр содействия молодым специалистам» Алексей Рвачев отметил, что предприниматель это человек, который находится в постоянном поиске новых возможностей, а наставник — человек, который помогает сделать рывок развития. По мнению спикера, никакое наставничество невозможно без внутреннего запроса потенциального предпринимателя. А запрос может возникнуть только в среде.

Именно образовательные учреждения могут стать такой средой, добавила Гузелия Имаева: «Здесь можно транслировать ролевые модели».

Заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Александр Ведехин отметил, что вуз наряду с предпринимательским сообществом является ключевым участником экосистемы предпринимательств.

«Как только вуз станет местом, куда состоявшиеся предприниматели стремятся попасть и где предпринимателям рады, то он может быть площадкой для коммуникации и взаимодействия не только для бизнес-, но и других сообществ», — сказал он.

В завершение сессии Эдуард Омаров подвел итог: «Необходимо создавать институты наставничества в средней и высшей школах, в предпринимательстве. В каждой отрасли можно создавать микро-социумы наставников, которые внутри них помогают принимать решения. Также нужно актуализировать их компетенции, систематизировать технологию распознавания и паспортизации таких людей», — заключил спикер, добавив, что наставник человек, который помогает определиться с верным решением, мастер производственного обучения и коуч, развивающий личностные и профессиональные качества.

Назад