Модерируя заседание, Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин подчеркнул значимость поднимаемых тем и выразил готовность к проработке всех высказанных предложений и формированию плана их реализации.
Заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении (СПКА) Алексей Сереженкин заострил внимание на проекте Стратегии автомобильной промышленности до 2035 года, который находится на утверждении в Правительстве РФ. «В данном документе нет должного отражения направления подготовки кадров и описания функционала, требований к станциям технического обслуживания автотранспорта», — подчеркнул эксперт. Также спикер проинформировал о деятельности Совета по профессиональным квалификациям в части разработки и актуализации профессиональных стандартов для специалистов автомобильной отрасли и отметил необходимость объединения интересов отраслевого сообщества для прогрессивной работы.
В свою очередь, руководитель Академии Российского объединения автомобильных дилеров (РОАД), руководитель комитета СПКА по профессиональному образованию Сергей Кожухов сделал акцент на системе независимой оценки квалификации, которая планомерно внедряется в процесс подготовки профспециалистов. «Ценность независимой оценки квалификации — это ее интеграция в федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования», — сообщил спикер. Помимо этого, он рассказал об эффективной реализации образовательных проектов для привлечения молодых кадров в рамках деятельности РОАД: «В проекте "Единая база практики" уже участвуют восемь дилерских сетей, а 394 студента прошли производственную практику по данной программе».
«Есть несколько вариантов привлечения молодых кадров на предприятия: целевой набор и обучение, привлечение студентов через практику, агитация выпускников. В 2022 году в Московском автомобильно-дорожном университете показатель целевого набора равен нулю. Как показывает большой опыт работы технического университета, второй курс обучения вузе является максимально продуктивным для приглашения работодателем на практику или дуальное обучение студентов. Если студент не устраивается на работу по специальности к третьему курсу, в профессию он, скорее всего, не вернется», — отметил в своем выступлении председатель научно-методического совета ФУМО по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплекс», доцент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Лев Зиманов.
Председатель совета ФУМО в системе среднего профессионального образования, заместитель директора колледжа «КАТ 9» города Москвы Сергей Лебедев сообщил, что для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами необходимо активное участие отрасли в процессе подготовки студентов СПО по следующим направлениям: четкая формулировка требований к выпускникам СПО; участие в разработке и экспертизе образовательных программ; организация практической подготовки студентов на базе предприятий, развитие системы наставничества; проведение совместных мотивационных и профориентационных мероприятий для студентов и школьников (экскурсии, мастер-классы и др.); направление представителей отрасли для работы в профессиональных образовательных организациях в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения; реализация дуального обучения с возможностью трудоустройства студентов на выпускном курсе.
В свою очередь, заместитель начальника Инфраструктурного центра «Автонет» Московского Политехнического университета Александр Карловский озвучил предложения по внедрению приоритетных направлений развития и прогнозирования кадровых потребностей: разработка виртуальных тренажеров, интеграция информационных систем образовательных и бизнес-организаций, создание механизмов поддержки организаций в вопросах обучения сотрудников.
Руководитель по развитию сервиса «Вианор Сервис и Маркет» Николай Янковский выразил обеспокоенность правопреемственности династий и подготовки кадров по старой системе автомехаников в России: «Если раньше кадры авторемонта формировались в гаражах, теперь они могут вырасти только в системе СПО при взаимодействии с активными работодателями. Профстандарт и другие системные решения — это игра вдолгую, а сотрудники нужны уже сегодня. Дефицит рабочей силы более 25% ставит СТО на порог разорения. Совместными усилиями участников отрасли мы добьемся результата гораздо быстрее».
Успешным опытом реализации образовательных проектов при партнерстве с РАСТО поделился технический специалист ООО «Мале-Рус» Илья Гусев. «Сегодня производитель автокомпонентов имеет возможность активно участвовать в подготовке молодых специалистов для автотехобслуживания страны. Тренинги, вебинары, мастер классы, экспертиза — это неполный список, чем компании-производители полезны отрасли», — отметил эксперт.
Председатель Комитета по транспорту Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», Председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева выступила с отчетом трехлетнего сотрудничества и взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда на основании социального партнерства РАСТО: «После внедрения дуального обучения на производстве в течение двух лет число студентов и выпускников СПО, которые выбрали место будущей работы по специальности, увеличилось в 10 раз. Показатель трудоустройства выпускников с 2% выросло до 20%».
Спикер отметила, что для дальнейшей продуктивной работы требуется реализовать следующие предложения: осуществить сбор данных о потребности в кадрах по ОКВЭД 45.20; разработать меры мотивации для работодателей за активное участие в подготовке кадров систем высшего и среднего профессионального образования; закрепить институт наставничества на производствах; при поддержке «ОПОРЫ РОССИИ» усилить работу по вовлечению представителей государственной, региональной и муниципальной власти в отраслевые проекты и продвижению лучших практик.
Со своей стороны, руководитель Комитета по транспорту Ростовского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ», президент Союза ОТО «Эксперт» Алексей Березовский выразил обеспокоенность по вопросу оттока кадров: «Дети едут в крупные города — Москву, Санкт-Петербург. Работа с молодежью очень слабая. Требуется популяризация предприятий региона, поддержка властей на всех уровнях».
Вице-президент Ассоциации «РОАД», председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин сфокусировал внимание на проблемах, которые испытывает дилерский сегмент рынка: «Под угрозой закрытия в 2023 году находятся порядка 2 тыс. дилерских центров». Вместе с тем эксперт высказал инициативу о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части корректировки порядка взимания НДС на рынке автомобилей с пробегом, а также предложил отраслевому сообществу продумать механизм обеления участников рынка и формирования статистических показателей как по инвестиционной составляющей, так и по кадрам.
А Президент Общенациональной ассоциации автотуризма и караванинга Сергей Лобарев выразил необходимость в сотрудничестве с отраслевым рынком автотехобслуживания в целях развития инфраструктуры придорожного сервиса автотранспорта на туристических маршрутах.