МСП — эпоха ренессанса или медленная стагнация?

МСП — эпоха ренессанса или медленная стагнация?

Советник генерального директора по стратегии АНО «Агентство стратегических инициатив», директор дивизиона «Технологии и предпринимательство» Сергей Черкасов, модерировавший сессию, озвучил ее тему: «"Эпоха ренессанса или медленная стагнация?" — извечный вопрос, что будет происходить с предпринимательством в ближайшие пять-десять лет».

Как отметил спикер, на протяжении последних восьми лет Правительство России формулировало запрос на точечное развитие отдельных индустрий и сектора малого и среднего предпринимательства в них. В частности, в 2014 году такой индустрией стало сельское хозяйство. Сейчас же Правительство формирует запрос на развитие ИТ-сектора и цифровизации в целом.

Исполнительный директор «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин подчеркнул, что предприниматели продолжают вести свой бизнес, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, и готовы перестраиваться в работе на фоне новых условий. При этом за последние семь-восемь лет доля МСП в экономике выросла незначительно, соответственно, сейчас нужны комфортные условия для ведения бизнеса, чтобы малые и средние предприятия получили возможности развиваться.

Для этого, по словам спикера, необходимо уменьшить монополизацию рынка. Это касается, например, закона о едином операторе рекламы или запрета для МСП, использующего налоговые специальные режимы, продавать ювелирные изделия в магазинах.

Кроме того, сегодня малый бизнес остро нуждается в длинных дешевых деньгах для замещения сырья, оборудования, реализации новых логистических схем. Для стимулирования спроса у МСП важно активнее развивать госзакупки, чтобы малый бизнес получал контракты, и по выполненным работам не было просрочек с оплатой. Также нужно максимально сократить издержки у предпринимателей, считает представитель бизнес-объединения.

Тему длинных и дешевых денег продолжил Первый заместитель председателя, член правления ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко. Он рассказал, что банк в стоимость денег должен закладывать риски, и дешевые деньги можно получать только двумя способами. Первый — это субсидия, целевое расходование государственных средств, чтобы покрыть часть себестоимости кредита. Второй вариант — предоставление целевых денег из госфондов под низкую ставку, это своеобразное недополучение бюджетами доходов.   

«Институты развития, такие как "ВЭБ.РФ " или "Корпорация МСП ", могут получать эту субсидию через дешевую гарантию или дешевое поручительство, когда банковские риски забирает на себя институт развития, а не предприниматели и ставка для бизнеса получается ниже», — объяснил Мирошниченко.

Также спикер сделал акцент на институтах технологического развития, которые работают с грантами и венчурным финансированием, например, «Сколково» или ФРП. Отдельно он остановился на малом производственном бизнесе. По мнению представителя ВЭБ.РФ, финансовые модели текущих производств, когда нет дешевых комплектующих, сырья, могут пострадать, если вернутся конкуренты, ушедшие из-за санкций. Поэтому важный вопрос — защита производственного бизнеса и выработка практических методов совместно с государством.

О поддержке начинающих предпринимателей и стартапов рассказал Вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Константин Паршин. В частности, это поддержка «бизнес-ангелов», налоговый вычет для инвестора. Как отметил спикер, в этом году запускается комплементарная поддержка университетского предпринимательства не только для компаний из «Сколково», но и во всей университетской среде.

В свою очередь, заместитель руководителя АНО «Российская система качества» Юлия Михалева затронула тему отстройки бизнес-процессов в нынешних условиях, сравнив ее с планом эвакуации при пожаре: когда все хорошо, 90% его не замечают и не понимают, зачем он нужен, а когда что-то случается, с минимальными потерями выживает лишь тот, кто план изучил до того, как случаются ситуации, схожие с нынешней.

«Если вы, не дожидаясь возникновения критической ситуации, занимаетесь этим постоянно, тогда, учитывая существующие российские и международные стандарты, лучшие практики системы управления и, что очень важно, постоянно занимаясь риск-менеджментом, точно себе обеспечите ожидаемое качество», — уверена Михалева.

Она добавила, что Роскачество, которое является оператором российского знака качества, в планы поставило исследование того, что приходит по линии параллельного импорта, поскольку качество не может быть разменной монетой независимо от того, что происходит. Это доказал в том числе МСБ в период пандемии и продолжает делать сейчас. «Малый и средний бизнес юрок, более поворотлив и в какой-то мере более выживаем», — заключила эксперт.


Назад