Согласно опубликованным данным независимого исследования, в первом квартале 2021 года доля нелегального рынка табачной продукции на территории России оценивалась в 10,7% от общего объема рынка в физическом выражении. На фоне стремительного роста акцизов на сигареты и падения реальных доходов граждан, за последние пять лет доля нелегальной табачной продукции на российском рынке выросла в 11 раз. Эксперты отмечают рекордный темп роста — в 1,5 раза — объема выявленной контрафактной продукции за минувший год.
По мнению президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина, такая ситуация способствует втягиванию части микробизнеса в нелегальную торговлю, поскольку присутствуют излишние запреты для легальной розницы. «Налаженная в стране технологическая инфраструктура, прежде всего маркировка и онлайн кассы обеспечивают полную прозрачность отрасли. И если раньше мы говорили, что не можем контролировать продажу подакцизных товаров в малых торговых форматах, то теперь эта проблема отпала. Наша общая комплексная задача — избавить отрасль от избыточных ограничений и за счет этого вытеснить нелегальный сектор с мелких рынков. Для этого нужно создать везде одинаковые условия для честной торговли. Сейчас речь идет буквально о дискриминации малых форматов торговли в пользу крупных сетей. Если покупатель не может приобрести то, что ему нужно в мелкой точке, он уйдет в супермаркет. В результате выручка крупных сетей бьет рекорды, а больше миллиона малых предприятий в прошлом году просто закрылись», — сказал он.
Александр Калинин также отметил, что в европейских странах реализация табачной продукции специально отдана малым специализированным форматам, к примеру газетным ларькам, поскольку она является важнейшим трафикообразующим товаром.
Сейчас начинается активная фаза запланированного Правительством РФ эксперимента по маркировке новых товарных групп сегмента никотиносодержащей продукции, она в десятки раз менее вредна для здоровья, и участие в нем малоформатной розницы должно стать залогом подготовки технологической и нормативной базы для внедрения маркировки на новую группу товаров.
Осложняет ситуацию и тот факт, что вопросами регулирования сферы обращения табачной и никотиносодержащей продукции занимаются сразу несколько ведомств.
«Титульный закон ФЗ-15 полностью в ведении Минздрава, формально отраслью занимается Минсельхоз, при этом проблемой нелегальной торговли занимается Минпромторг. С нашей точки зрения, необходимо разделить ФЗ-15 на часть, касающуюся задач в сфере здравоохранения и отдельную экономическую, направленную на регулирование оборота и производства. Также, убежден, что ведомственная ответственность за прозрачную отрасль должна быть сконцентрирована в одном регуляторе. Бизнес-сообществу важен горизонт планирования и условия для поступательного развития, благодаря которому, будет расти занятость и налоговая база для государства», — сказал председатель попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов. Он также подчеркнул, что необходимо максимально внедрять новые, менее вредные продукты.
Председатель Комитета по подакцизным товарам Сергей Слипченко обратил внимание и на неполное соответствие друг другу положений Закона о рекламе и Защите прав потребителей, который остро встал в текущем году. «Для торговли критически важно чётко разграничить понятия рекламы и доступа покупателя к информации о приобретаемом товаре. Это критично для такой инновационной продукции, как никотиносодержащая. Информация — залог осознанного выбора потребителя и сдерживающий фактор нелегальной торговли на российском рынке», — сказал он. Подводя итоги заседания, Комитет предложил провести следующее мероприятие совместно в ФАС России, чтобы обсудить справедливую конкуренцию на рынке табачной и никотиносодержащей продукции.