Конституционный Суд рассмотрел коллективные жалобы нескольких предпринимателей Перми и Ярославля, а также ТСЖ «Мирный» и ООО «Быстрое питание» на право муниципальных властей регулировать правила благоустройства. Заявители указывали, что правоприменительная практика, вопреки правовой позиции Конституционного Суда, признает допустимым установление местными властями при принятии правил благоустройства абсолютного/недифференцированного запрета на размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирных домов.
При этом Конституционный Суд уже обращался к данному вопросу: в определениях от 05.12.2019 г. № 3273-О и № 3274-О была сформулирована правовая позиция, согласно которой нормы федерального законодательства не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению в правилах благоустройства территории абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках придомовой территории многоквартирного дома при наличии согласия собственников этих участков и соблюдении прочих обязательных требований.
Однако в судебной практике данная правовая позиция Конституционного Суда не получала реализации, в том числе на уровне Верховного Суда РФ, т.к. суды исходили из того, что Конституционный Суд не принял соответствующие жалобы к рассмотрению, воздержался от оценки оспариваемых норм федерального законодательства по существу и не признал их неконституционными.
В декабре 2020 г. «ОПОРА РОССИИ», в связи с обращениями предпринимателей, направила свою позицию по данному вопросу Председателю Конституционного Суда РФ Валерию Зорькину.
«Вышеуказанная проблема носит системный характер, так как с подобной политикой ограничений, вводимых местными властями сталкиваются представители малого предпринимательства из разных регионов (в частности в Ярославле, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре, Нальчике, Омске и др.)», - отмечалось в письме за подписью Президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина.
В результате, Конституционный Суд РФ принял позицию бизнес-объединения и подтвердил свои ранее сформулированные позиции по размещению НТО на придомовых территориях, которые ранее в течение нескольких лет игнорировались как местными органами, так и судами общей юрисдикции. Своим Постановлением от 19 апреля 2021 г. высший судебный орган конституционного контроля определил недопустимость включения в правила благоустройства прямого запрета на размещение НТО не на находящейся в публичной собственности территории, а на земельных участках, относящихся к общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, без явного установления в федеральном законе возможности такого запрета.
Теперь право размещения НТО на придомовых территориях принадлежит только жителям. Муниципальные органы обязаны в течении года привести в соответствие все нормативные акты в сфере благоустройства. По истечении года право жителей автоматически вступает в силу.
«Правила благоустройства территории – это муниципальный правовой акт, регулирующий комфортное проживания граждан. Он должен отвечать требованиям справедливости, разумности, соразмерности, допустимости ограничения прав и свобод только на федеральном уровне и не иметь обратной силы», - сообщается на сайте Конституционного Суда.