Комитет по строительству и Комитет по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды провели совместное расширенное заседание

Комитет по строительству и Комитет по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды провели совместное расширенное заседание

Открыли мероприятие Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству, председатель Коллегии Арбитражного центра при РСПП по спорам в сфере строительства Марк Геллер и Председатель Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор.

Марк Геллер поблагодарил коллег из Комитета по комплексному развитию территорий и формированию городской среды за сотрудничество и отметил: «Нашей основной задачей сейчас является поиск мер, которые помогут облегчить строительную действительность, увеличат спрос, снимут лишние барьеры и сократят инвестиционный цикл».

Александр Моор, со своей стороны, подчеркнул: «Мы все делаем одно большое дело мы все строители, созидатели, и совместная работа двух комитетов объединит наши усилия и поможет более эффективно развивать строительную отрасль. Сегодня отрасль находится в режиме постоянной трансформации, поэтому сейчас есть уникальная возможность совместно разрабатывать и применять инновационные технологии в области строительства, которые помогут достигнуть всех целей и показателей, поставленных Президентом РФ».

Одной из важных тем для обсуждения стал вопрос об адаптации строительного комплекса к новым правилам работы с учетом применения технологий информационного моделирования (ТИМ). Марк Геллер подчеркнул, что внедрение ТИМ в отечественной строительной сфере, с учетом уже имеющегося опыта отдельных застройщиков, может стать драйверами внедрения цифровых технологий, создаст совершенно иную эффективность как самого строительства, так и эксплуатации построенных объектов на протяжении всего их жизненного цикла.

Также участники заседания обсудили перспективы и сложности внедрения ТИМ при капитальном ремонте жилого фонда, изучили опыт   применения технологий информационного моделирования у застройщика ГК «Центр строительных услуг», о котором рассказала генеральный директор Группы компаний Ирина Сидорова. Эксперт продемонстрировала участникам работу технологии и сказала: «ТИМ позволят не только автоматизировать процессы капитального ремонта, но и продлить срок эксплуатации замененных элементов или систем здания, а также способствуют все процессы делать прозрачными и понятными как для непосредственного заказчика (операторы капитального ремонта), так и для конечных потребителей (жителей)».

По итогам обсуждения данного вопроса участники заседания приняли решение выйти с инициативой проведения совместного совещания «ОПОРЫ РОССИИ» с Минстроем России, Ассоциацией операторов капитального ремонта и Фондом развития территорий в целях обсуждения дальнейших шагов развития ТИМ при осуществлении капитального ремонта жилого фонда.

Александр Моор рассказал о реализации пилотных проектов комплексного развития территорий (КРТ) в регионах РФ: «В частности, прорабатываются различные проекты КРТ по инициативе субъектов РФ, правообладателей, представителей малого, среднего и крупного предпринимательства. До конца 2022 года планируется реализация пилотных проектов в 10 субъектах Российской Федерации. Речь идет о строительстве не менее 8 млн кв. м жилья, социальной и инженерной инфраструктуры. В 7 регионах такая работа уже ведется фактически: в Республике Бурятия, Республике Чувашия, Республике Мордовия, а также во Владивостоке, Калуге, Кирове и Новосибирске».

С презентацией об административных и финансовых барьерах малому и среднему подрядному бизнесу в главе 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации выступил генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Ассоциация «Сахалинстрой» обратила внимание на наличие административных барьеров в сфере строительства, особенно в виде необоснованных обязательных требований к членам саморегулируемых обязательств. Первым из таких примеров было отмечено необоснованное, по мнению докладчика, обязательное требование о наличии у члена саморегулируемой организации по основному месту работы двух специалистов для организации строительства в должности главных инженеров проектов независимо от того, есть или нет в настоящее время у него подрядный договор на строительные работы, исполнение которого должен обеспечивать указанный главный инженер проекта.

Было решено дополнительно изучить этот вопрос и выработать предложения по замене данного требования более эффективной моделью, подразумевающей гибкие требования по количеству специалистов у члена СРО в зависимости от количества осуществляемых строительных проектов.   

Так называемое «двойное» обеспечение ответственности подрядчика при выполнении строительных работ по государственным или муниципальным контрактам стало следующим вопросом, который обсудили в рамках заседания. В частности, в соответствии с действующим законодательством, наряду с предоставлением заказчику информации об уплаченных членом саморегулируемой организации взносах в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств в выписке из реестра членов у победителя торгов есть обязанность дополнительного обеспечения обязательств по контракту, а именно представление банковской гарантии или внесения денежного задатка. Члены Комитета единогласно согласились с необходимостью исключения данных обеспечительных мер из закона № 44-ФЗ для действующих членов СРО, чья ответственность уже реальна обеспечена сформированными фондами саморегулируемой организации. При этом участники заседания согласились, что дополнительные обеспечительные меры имеет смысл сохранить для случаев авансирования осуществляемых работ.

Третья тема, которой коснулся Валерий Мозолевский, — обеспечение сокращения сроков приемки выполненных работ заказчиком. Для этого, по мнению спикера, необходимо упорядочить саму приемку выполненных работ (регламент) и сократить ее сроки до трех рабочих дней. При этом заложенный законом семидневный срок оплаты после подписания документов о приемке работ будут ощутимы для малого и среднего бизнеса.

Последним вопросом, требующем внимания, докладчик обозначил проблему обоснованности расчета начальной минимальной цены контракта (НМЦК). От обоснованности расчета НМЦК зависит исполнимость и рентабельность контрактов в строительной сфере. В главе 9 сводного сметного расчета, как правило, не включаются все затраты подрядчиков, которые перечислены в приложении № 9 Приказа Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.   По словам эксперта, достаточный контроль за соответствие НМЦК в период проведения закупки не предусмотрен. Предложено внести изменения в законодательство РФ о передаче отмеченных полномочий обратно в Федеральную антимонопольную службу.  

Завершающей темой совещания стало обсуждение исполнения решений протокола совместного расширенного заседания Президиумов Правлений «ОПОРЫ РОССИИ» и Ассоциации «НП «ОПОРА» с участием Министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, которое прошло 30 ноября прошлого года. Участники заслушали доклады Александра Моора и Вице-президента Ассоциации «НП «ОПОРА» Шагаева Валерия, в которых была дана исчерпывающая информация о ходе выполнения решений, принятых на указанном заседании.

Александр Моор предложил Комитету по строительству совместно подготовить и направить в Правительство РФ дополнительные предложения по участию граждан в жилищно-строительных кооперативах, категории которых были расширены Кабмином. В этой связи, Комитет «ОПОРЫ РОССИИ» по КРТ и формированию комфортной городской среды предложил дополнить категории участников ЖСК социально ориентированные НКО.

В завершение участники встречи отметили удачный формат взаимодействия в рамках двух комитетов организации и договорились обсуждать в таком режиме на площадке самый широкий круг вопросов. Марк Геллер и Александр Моор поблагодарили всех спикеров и гостей заседания, отметили важность обсуждения ряда инициатив, которые сформулированы по итогам выступлений и дискуссий, и договорились о продолжении совместной работы.


Назад