Первой частью программы мероприятия стала обзорная экскурсия по «Тверскому технологическому колледжу», который является крупнейшим строительным колледжем в Тверской области. В 2024 году он отмечает 80-летие со дня основания. Директор колледжа Светлана Дубинина поделилась с гостями историей колледжа и опытом подготовки молодых кадров для строительной и дорожной отраслей. Колледж является участником федерального проекта «Профессионалитет». После этого участникам мероприятия провели экскурсию по передовому предприятию Тверской области в сфере обслуживания транспортных средств «РУМОС-Комтранс». И здесь же, на площадке Дилерского центра КАМАЗ, состоялось само заседание.
Открыла заседание Депутат Государственной Думы от Тверской области, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по молодежной политике Юлия Саранова. Спикер сделала акцент на существенную нехватку квалифицированных молодых кадров, несмотря на то, что учебные заведения среднего профессионального образования востребованы со стороны молодежи. Тем не менее прикладных знаний, умений и навыков для современного рынка труда выпускникам реально не хватает.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Маргарита Скворцова рассказала о реализации федерального проекта «Профессионалитет».
Образовательная технология данного проекта предусматривает активное участие работодателей в образовательном процессе, в том числе в формировании образовательных программ и модернизации материально-технической базы колледжей и техникумов. Представитель Министерства подчеркнула важность соглашения о партнерстве, которое определяет ключевые аспекты взаимодействия работодателя и образовательной организации, рассказала о наиболее успешных примерах сотрудничества в рамках проекта. По ее мнению, без запроса малого и среднего бизнеса относительно кадровой потребности невозможно полностью осознать масштабы работы по подготовке специалистов. Также спикер обратила внимание на необходимость привлекать представителей работодателей для повышения квалификация мастеров производственного обучения колледжей.
Председатель СПК в автомобилестроении, директор представительства ПАО «КАМАЗ» в г. Казань, директор ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с республиканскими органами власти Александр Ушенин поделился опытом работы с молодежью и будущими молодыми специалистами: «Мы предприятие полного жизненного цикла автомобиля от руды до утилизации, поэтому количество специальностей в разы выше. В какой-то момент «КАМАЗ» понял, что начинать работу со студентами уже поздно, надо начинать чуть раньше, с детского сада». Представитель ПАО «КАМАЗ» поделился методиками работы со школьниками на заводе: «Мы проводим дни КАМАЗа. В субботу школы не учатся, мы пригоняем автомобили, дети могут лазить по этим автомобилям. Младшие, средние, старшие классы - есть чем заняться». Руководитель представительства рассказал о создании на базе школ инженерных классов, выпускники которых поступают в технические высшие учебные заведения, а после окончания приходят работать в «КАМАЗ».
Выступающий поделился опытом профориентационной работы: «У нас 82 школы, и в каждой школе представители КАМАЗа на линейке 1 сентября обязательно приветствуют первоклассников, учителей и рассказывают о КАМАЗе».
Вопрос создания благоприятных условий для участия в проекте «Профессионалитет» субъектов малого и среднего предпринимательства осветил Виталий Киселёв. Он отметил, что проект имеет ряд барьеров для участия в нем именно малых компаний и выдвинул инициативу о создании Федеральных центров профессиональной подготовки кадров для МСП на базе профильных ССУЗов. «Это позволит более точечно и эффективно тратить государственные деньги на подготовку редких профессий, собирать в одном месте педагогов высокой компетенции, за счет региональных распределительных центров повысить конверсию выпускников (фильтр – целевые договоры) до 100 % и, самое главное, повысить компетенции выпускников-студентов», - отметил эксперт.
Вопрос дуальной формы обучения студентов осветил руководитель учебного центра «ВОЛИН» Александр Авдонин. На примере технического центра «ВОЛИН» он показал необходимость создания и развития учебных центров на базе работодателей, которые готовят собственные кадры, опираясь на Профессиональный стандарт и производственное обучение в трудовом коллективе. Также выступающий поделился собственным опытом сотрудничества с образовательными организациями с 2018 года. Сегодня этот опыт перенимают многие регионы России.
Заместитель председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса по вопросам независимых автосервисов, председатель Ассоциации «РАСТО», генеральный директор технического центра «ВОЛИН» Ольга Селезнёва рассказала об успешной шестилетней практике работы с системой профессионального образования. Успех технического центра «ВОЛИН» — это победа в конкурсе «Лучших практик работодателя по трудоустройству молодежи в 2023 году», организованном Министерством труда РФ. Спикер обратила внимание на то, что сегодня взаимоотношение между работодателем и колледжем – это личные договорённости, все это управляется в «ручном режиме», опираясь на человеческие взаимоотношения конкретных руководителей, а должна быть устойчивая форма взаимодействия с мотивацией всех сторон.
Эксперт отметила плюсы сетевого договора в отличии от дуального обучения, а именно: договор предоставляет дополнительные возможности участникам сторон в виде расширения спектра программ обучения и специальностей. К положительным моментам также относится возможность готовить квалифицированные кадры по всей стране по единому профессиональному стандарту работодателя. «Крайне важно разработать нормативно-правовую базу регулирования правоотношений участников договора особенно для МСП. Мотивация всех участников процесса подготовки кадров требует отдельного внимания, так как работа наставника очень тяжела», - подчеркнула руководитель автотехцентра.
Начальник Департамента обеспечения и развития системы оценки качества профессионального образования Данил Уфимцев рассказал о признании демонстрационного экзамена в системе независимой оценки квалификации. Он подчеркнул, что демонстрационный экзамен — это исключительно практический экзамен, он не подменяет теоретическую часть профессионального экзамена и не освобождает выпускников, обучающихся в системе среднего профессионального образования от необходимости сдачи основных нормативов.
Заместитель председателя Комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию предпринимательства в сфере автобизнеса по вопросам автомобильных дилеров, директор Академии «РОАД», руководитель Комитета СПКА по профессиональному образованию в автомобилестроении Сергей Кожухов выступил с рядом инициатив, касающихся демоэкзамена:
Необходимо предусмотреть, чтобы на экзамене студент выполнял только один вид работ, который ему достался по результатам жеребьевки в объеме нормо-часов по количеству времени ДЭ (до 4,5 часов);
Максимально приблизить формат дистанционного экзамена к формату профессионального экзамена у работодателей с соблюдением принципов НОК;
Утвердить дополнительное требование к экспертам дистанционного экзамена. Они должны иметь статус «Эксперт НОК».
Сергей Кожухов отметил, что работа, которая сейчас происходит - это конкретный живой диалог между органами государственной власти и бизнесом, системой образования и отраслевыми объединениями.
По итогам обсуждения было принято решение создать дорожную карту для реализации всех возникших в ходе обсуждения вопросов и предложений.