Давая старт дискуссии, Глава бизнес-объединения поставил перед выступающими ряд вопросов. Что необходимо предпринять для дальнейшего улучшения делового климата в России и на Дальнем Востоке в частности? Какова роль прокуратуры в новой системе контрольно-надзорной деятельности? С какими проблемами сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности?
Дмитрий Данилов, начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, назвал развитие бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности как отдельных регионов, так и всей страны, делом государственной важности.
По его словам, органы прокуратуры обладают уникальным набором инструментов для устранения барьеров, мешающих этим процессам. Генпрокуратура уделяет большое внимание открытому и честному диалогу с бизнес-сообществом и высоко ценит обратную связь, а коммуникация приобретает новые формы. Так, Генпрокурор России Игорь Краснов провел за минувшие полтора года пять личных приемов предпринимателей, создана специальная горячая линия для бизнесменов, а также региональные подразделения прокуратуры России проводят дни приема предпринимателей, большое внимание уделяется заявлениям, оставленным через цифровую платформу «За бизнес».
Борис Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в своем выступлении остановился на частных, но очень показательных примерах, которые иллюстрируют проблемы предпринимателей сегодня. Он признал, что инвесторы не решаются вкладывать деньги в российский бизнес. По его словам, необходимо принятие прорывных гарантийных решений как, например, гарантия политической ситуации.
«Государство должно давать гарантии не только инвесторам, но и предпринимателям, гарантии того, что бизнес можно свободно вести, гарантии тех правил игры, которые само государство и устанавливает», - сказал он, подчеркнув, что доверие складывается из того, как эти решения выполняются.
Также спикер констатировал, что получить льготное кредитование проще большим компаниям, для МСП же это остается проблемой. Титов остановился на избыточном контроле со стороны надзорных органов, приведя в пример изменившиеся правила найма иностранной рабочей силы, которая для ДФО является очень актуальным вопросом.
«Компания неправильно заполнила заявку, а ей уже прилетел штраф в размере 400 тысяч рублей при обороте всего в несколько миллионов», - сказал эксперт, констатировав, что КНД является избыточной несмотря на предпринятые меры по реализации «регуляторной гильотины».
Алексей Херсонцев, статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, выступая по прямой вязи из Москвы, рассказал о дополнительных мерах, которые предпринимаются для того, чтобы помочь бизнесу.
В частности, он остановился на ФЗ-127 - новом законе об обязательных требованиях, посвященном тому, как должны разрабатываться, устанавливаться правила и как должна происходить оценка применения осуществления хозяйственной деятельности.
Согласно новому закону, новые нормы могут вступать в силу либо 1 марта, либо 1 сентября, а с момента их публикования должно пройти не менее 90 дней, чтобы и у бизнеса, и у органов власти было время подготовиться к изменениям. Также каждые шесть лет существующие нормы должны пересматриваться и оцениваться на предмет актуальности текущей экономической ситуации. Алексей Херсонцев отдельно подчеркнул, что именно профилактика должна стать основным способом взаимодействия предпринимателей с контрольно-надзорными органами.
Доктор юридических наук Элина Сидоренко, генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», представляющей электронную платформу «За бизнес!», особо подчеркнула, что инвестор идет туда, где бизнес выгоден и безопасен.
Она рассказала о возможностях цифрового ресурса, которые позволяют предпринимателям подготовить обращение в случае силового давления на него в регионе, и с этим обращением обратиться в центральный аппарат правоохранительных органов, а также признать его потерпевшим при возбуждении уголовных дел.
Платформа «За бизнес!» тесно сотрудничает с Генеральной прокуратурой России.
«Мы провели порядка 25 совместных с прокуратурой приемов предпринимателей в прошлом году, а за восемь месяцев текущего года - уже 32», - заметила спикер.
Элина Сидоренко отдельно подчеркнула, что в ДФО возможности электронной платформы задействованы не в полную силу, и от местных бизнесменов поступает недостаточное количество сигналов о фактах избыточной КНД.
Владимир Ивин, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы РФ, в своем выступлении сказал о том, что Дальний Восток в товарообороте страны должен занимать гораздо большее место, чем сейчас, исходя из территории и ее возможностей.
«Мы видим, что меняется логистика товаров из стран Азии в направлении Дальнего Востока. Мы видим интерес компаний, занимающихся логистикой, к ввозу товаров через ДФО. Таможенная служба старается максимально быстро и гибко реагировать на запросы бизнес-сообщества», - сказал он.
Владимир Ивин также представил аналитику, согласно которой в последнее время значительно возросла доля ввоза в Россию товаров инвестиционной направленности: станки, механизмы, комплектующие, сырье для производства, заготовки, - то есть, товары необходимые не для потребления, а для производства.
Марат Шамьюнов, заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, в своем выступлений внес пять предложений, которые, на его взгляд, помогли бы сделать инвестиционную привлекательность Дальнего Востока выше.
Первым он назвал Дальневосточный иммунитет, который гарантировал бы отмену плановых проверок на пять или десять лет. Второе - минимизация истребования документов, особенно тех, которые государство, благодаря цифровизации, способно получить самостоятельно. Третье - минимизация контактов. Спикер подчеркнул, что выездные проверки должны со временем уйти в прошлое. Четвертое предложение - создание межведомственной группы по проблемам ТОР, в которую входили бы представители прокуратуры и других заинтересованных ведомств.
В качестве заключительного пятого пункта Марат Шамьюнов назвал возможность выставления оценок инспекторам, ведущим КНД, со стороны проверяемых ими бизнесменов для ее оценки.