Александр Калинин выступил на совещании по совершенствованию реформы КНД в Правительстве РФ

Александр Калинин выступил на совещании по совершенствованию реформы КНД в Правительстве РФ

«Проверка должна проводиться только там, где есть риск нарушения законодательства и другим способом его предотвратить нельзя. Чем ниже риск, к которому отнесен объект, тем меньше должно быть оснований для проведения проверок, и наоборот», отметил Вице-премьер.

По решению Президента России Владимира Путина мораторий на проверки продолжит действие в 2023 году и не коснется объектов контроля с высокой и чрезвычайно высокой категорией риска. Также под действие моратория не попадают проверки на основании индикаторов риска.

Дмитрий Григоренко поставил контрольным органам задачу расширять в следующем году перечень индикаторов риска, которые должны быть понятны и публичны. Это будет способствовать повышению доверия к результатам проверок со стороны предпринимателей. Он также отметил, что они должны быть работающим механизмом на основании постоянного совершенствования и обратной связи от бизнеса. «Наша основная цель снизить административную нагрузку на бизнес при соблюдении интересов государства и общества», подчеркнул Григоренко.

В свою очередь, Министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что в этом году впервые профилактических визитов проведено больше, чем проверок. В результате действия моратория, который был введен в марте, в 2022 году проведено в 2,7 раза меньше проверок, чем в прошлом. В отношении МСП проверок стало меньше в три раза.

Вся работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности проходит на площадке Минэкономразвития. В настоящее время Министерство готовит концепцию реформы контроля до 2024 года. Она предусматривает в том числе создание системы профилактики, выявления и предотвращения нарушений. «При профилактическом визите предписание дать можно, оштрафовать нельзя», пояснил Решетников, уточнив, что по всем видам контроля должны быть созданы карты рисков.

Со своей стороны, Александр Калинин отметил, что нагрузка на бизнес из-за сокращения количества проверок уменьшилась в разы: по состоянию на декабрь 2022 года отменено проведение более 240 тыс. контрольных мероприятий, из них плановых — 181 тыс., внеплановых 60 тыс.; полноценно заработал механизм перевода большинства проверок в профилактические визиты. Все это стало возможным благодаря совокупности законодательного подхода и правоприменительной практики реформы КНД — рискориентированный подход оправдал себя.

По словам Президента «ОПОРЫ РОССИИ», бизнес также чувствует эффект от введения профилактических мероприятий взамен плановых проверок: предприниматели смогли сосредоточиться на решении текущих вопросов и развивать свои бизнесы. Например, ранее проверка занимала 10 дней, а заменившие их профвизиты — максимум один день. Таким образом, у бизнеса высвободилось время на реальную работу и участие в структурной трансформации экономики: оптимизацию логистических цепочек, выстраивание новых партнерских отношений, технологическое перевооружение предприятий и др.

Глава бизнес-объединения подчеркнул, что «ОПОРА РОСССИИ» высоко оценивает проводимую Правительством, Минэкономразвития, Генеральной прокуратурой работу по реформе КНД. Однако у Организации есть ряд предложений по донастройке этой деятельности.

«Считаем необходимым, чтобы Генпрокуратура держала на контроле вопрос увеличения возможных проверок. Предлагаем рассмотреть возможность обжалования бизнесом решений об отнесении предприятия к той или иной категории риска с использованием сервиса досудебного обжалования. Также необходимо опубличить и обсуждать с бизнесом механизмы и критерии отнесения бизнеса к категории риска», — сказал Калинин.

Кроме того, «ОПОРА РОССИИ» предлагает рассмотреть распространение реформы КНД на ведомства, кто не подпадал под действие реформы: Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой; рассчитывает детально проработать вопрос целесообразности и размера неналоговых сборов и платежей, которые напрямую относятся к обязательным требованиям.

Напомним, с 2020 года Правительство проводит реформу контрольно-надзорной деятельности по трем направлениям. В рамках «регуляторной гильотины» были актуализированы все обязательные требования. Ежегодная экономия для бизнеса от пересмотра правил составляет порядка 200 млрд рублей. Была усовершенствована процедура контрольных мероприятий за счет введения нового нормативного регулирования. Как результат, в прошлом году количество проверок снизилось почти в два раза. С целью организации обратной связи от бизнеса на портале госуслуг запущен сервис досудебного обжалования решений контрольных органов. Среднее время рассмотрения жалоб составляет около 10 дней.

 

Подготовлено по материалам пресс-службы Правительства России

Назад