Совещание открыл Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России (БР) Михаил Мамута, подчеркнув, что инфляция является ключевой темой сегодняшней повестки.
«Мы все понимаем, что обуздание инфляции — задача номер один, потому что это большой риск для всей страны — потребителей, бизнеса... Тем не менее, думаю, наше взаимодействие с бизнесом эффективно и качественно позволяет вести прямой и открытый диалог. Мы стараемся максимально понятно объяснять наши действия», — отметил спикер.
Выступление продолжил заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин. Он отметил, что подобные мероприятия — не просто возможность донести точку зрения регулятора о тех или иных ситуациях в российской экономике, а получить обратную связь в том числе от бизнеса. Спикер напомнил, что 17 декабря Совет директоров принял решение повысить ключевую ставку до 8,5%. Это было продиктовано тем, что требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики, чтобы нейтрализовать проинфляционные тенденции, значительное ускорение инфляции, которое продолжало происходить со второй половины 2021 года.
Далее спикер сфокусировался на оценке текущей ситуации. По его словам, четвертый квартал складывается в русле ожиданий БР — темпы экономической активности продолжают нарастать, впервые с начала коронавируса сфера платных услуг вернулась на допандемийный уровень. В целом по 2021 году рост ВВП составит около 4,5% (октябрьские данные), безработица снизилась до 4,3% — новый постсоветский минимум. Спрос на труд не прекращается — растет число вакансий, служб занятости, агрегаторов по трудоустройству, номинальный темп роста зарплат за два года составил 16% (по 8% — на каждый год).
Кроме того, спикер подчеркнул, что на следующий год прогноз роста ВВП сохраняется в диапазоне от 2% до 3%. Относительно денежно-кредитных условий Алексей Заботкин сообщил, что по четвертому кварталу БР оценивает их как нейтральные, так как произошло повышение номинальных ставок в течение года, однако рост инфляции это полностью компенсировал.
Перейдя к вопросу об инфляции, спикер отметил, что данные за октябрь-ноябрь показали существенное ускорение в октябре и очень умеренное снижение месячных темпов роста в ноябре. Единственный компонент, где было планомерное замедление текущего роста цен с конца лета, — непродовольственные цены. На инфляционные ожидания оказал сегмент продовольственных цен, которые сильно выросли в сентябре-октябре.
«Прогноз по инфляции на следующий год, несмотря на показатели октября-ноября, — 4-4,5%, в целом этот показатель достижим», — отметил спикер с оговоркой, что на это влияют не разовые, а спросовые факторы.
В свою очередь, Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин отметил, что сомневается в показателе 4%.
«Те, кто работают в реальном секторе, не верят в это, потому что волна инфляции серьезная, мы видим индекс Росстата 25% по промтоварам. И это очень четко коррелирует с ростом портфеля по кредитам в малом и среднем бизнесе. То есть индекс Росстата по промышленности 25% за год — ровно настолько вырос объем кредитного портфеля у малого и среднего бизнеса. Это логично, поскольку, чтобы покупать тот же самый объем товаров для производства, для услуг, нужно больше денежной массы. Поэтому традиционно в январе приходит большая инфляционная волна — мы ее увидим, повышаются цены на товары. Бизнес пытается повысить насколько можно заработную плату сотрудникам, чтобы уровень доходов восстановить, но, возможно, лучше эту цель 4% отодвинуть на 2023 год», — подчеркнул Глава бизнес-объединения.
Кроме того, спикер объяснил недостижимость показателя 4% в будущем году еще и тем, что продолжаются локдауны, Китай не откроет границы как минимум до весны, также возможны «инфляционные сюрпризы с международного рынка».
Александр Калинин также подчеркнул, что далеко не все бизнесы выдержали удар мирового глобального экономического кризиса. Он отметил, что в малом бизнесе занятость значительно упала в течение почти двух лет: «На 600 тыс. сотрудников в малом бизнесе стало меньше. Самозанятых стало больше почти на 3 млн, а в целом в малом бизнесе работают 22 млн».
Ситуацию в МСП спикер назвал нерадужной, подчеркнув, что целые отрасли были вынуждены сократить до 30% персонала. «Мы понимаем, что это технологическая трансформация — фриланс обеляется. Но этот процесс, мы видим, очень ударил по малому бизнесу. Президент неслучайно на съезде РСПП сказал, что малому бизнесу нужны дополнительные преференции. Считаем, что нужно серьезно готовиться к инфляционному удару в начале года — он может прийти как извне по ряду позиций, так и внутри мы вынуждены повышать цены, чтобы отрабатывать тот рост цен, который произошел», — сказал эксперт.
Подчеркнув, что инфляция в следующем году будет выше, чем 4%, Александр Калинин предложил в январе провести рабочую группу по доступности финансирования для МСП, чтобы принять решение, как в этой ситуации обеспечить финансовые рычаги для оживления инвестиционной активности спроса в малом бизнесе.